Жители города Харьков страдают от сильнйших загрязнений воздуха на протяжении многих лет. Более всего им подвержены жители района Новобарский в западной части города. Два больших источника загрязнений находятся в долине слияния рек Уда и Лопань: Харьковский завод по производству кокса, построенный в 1930 году, с технологий, которая сейчас является крайне устаревшей, и завод минеральной ваты Термолайф (Termolife), запущенный в производство в 2006 году. Оба завода имеют одного и того же собственника.
Однако раздражающий запах может распространяться далеко за пределы района. Ядовитый коктейль каждый день. Ситуация ухудшается ночью, когда запах проникает в квартиры даже через закрытые окна. Согласно данным, опубликованным в харьковском журнале («Гражданская позиция») в мае 2017 года, заводы выбрасывают более 800 тонн ядовитых веществ в год: 240 тонн диоксида серы, 50 тонн синильной кислоты, 200 тонн формальдегида и других канцерогенных веществ. В городе с населением 1,439,036, каждый год 6,000 умирает от рака.
«В моем доме 12 соседей умерло от рака за последние 5 лет», – говорит Елена Решетько пенсионерка и жительница Новобаровского района. Она может увидеть Харьковский завод по производству кокса с балкона панельного дома, где прожила 32 года. Решетько призывала многих соседей из этого района собраться вместе, когда она основала НГО “Экоцид” в 2013 году. С 2012 года она пытается подать иск за причинение вреда здоровью и нарушение права жить в безопасной окружающей среде. Решетько страдает от астмы, как и ее дочь. У ее внука диагностировали изменения в крови. Однако суд не вынес решения по причине отсутствия доказательств связи между заболеваниями и загрязнениями, выделяемыми заводами.
Шокирующая статистика заболеваний
Елена Решетько пыталась собрать эти доказательства самостоятельно на протяжении многих лет. Совместно с другими активистами она запросила официальную статистику из харьковских клиник по различным типам заболеваний детей и взрослых в 2010, 2011, 2012 и 2013 годах, а затем проанализировала ситуации в различных районах города.
При сравнении харьковской клиники № 22 в Основянском районе (который находится рядом с Жовтневым районом, где находится Харьковский завод по производству кокса и Термолайф), с харьковской клиникой № 9, находящейся в 10 км от заводов, то оказалось,, что распространенность болезней легких и бронхов у взрослых почти в 3078 раз больше, чем у тех, которые находятся вдали от города. По остальным болезням разница в 15-20 раз больше. Заболевания крови, кожи, системы кровообращения и аномалии у детей в пострадавшем районе в 4 раза выше, чем в удаленной области. Дети рождаются с врожденными пороками, от церебрального паралича, бронхиальной астмы, болезней системы кровообращения, до глухонемоты, которая в 4,5 раза чаще за год в районе, находящемся под влиянием заводов. Статистика смертности среди взрослых показала, что смерть от рака в зоне выбросов за период с 2003 года в 40 раз выше по сравнению с показателями в отдаленных областях города.
Жители обращались к властям, организовывали демонстрации, писали петиции и открытые письма губернатору и в 2012 году они заблокировали путь, используемый для доставки угля на завод. И хотя эта длительная борьба не дала никаких результатов, активистов вскоре начали запугивать: Решетько получала угрозы расправы. Поскольку завод предоставляет работу 700 людям, не все жители Новобаварского района, который подвержен сильнейшим загрязнениям, поддерживают активистов.
Редкая минеральная вода, используемая для производства кокса
Экспериментальная лаборатория Гипрококса, государственное предприятие, была построена в Харькове в 1932 году как центр исследования кокса. Его печи перестали работать в 1952 году, но в 2003 новые владельцы заново начали производство кокса. Они незаконно получили доступ к месторождению редкой Новожановской минеральной воды. Сейчас питьевая общественная минеральная вода используется в больших количествах для коксования. Находящиеся в 8 километрах от Харьковского завода по производству кокса, в санаториях Берминводы, Роша и Рай-Еленовка используют минеральную воду с похожим составом.
Неочищенные сточные воды с Харьковского завода по производству кокса сливаются с задней стороны завода, которая охраняется вооруженной охраной и загрязняют почву территорий с минеральными месторождениями и реку Уду. Таким образом мы имеем парадоксальную ситуацию, когда редкая вода используется для производства кокса, когда обычные харьковчане платят за питьевую воду 9.00 гривен за кубический метр.
«Производство работает каждый день, без перерыва. Диоксины, синильная кислота, фенол, диоксид серы, диоксид азота, формальдегид, бензол, нафталин и другие высокотоксичные вещества, образующиеся при производстве кокса и минеральной ваты, немедленно отражаются на статистике смертности. Заводы находятся в низинах, поэтому опасные вещества накапливаются в долине и жители должны дышать ими. Мы наблюдаем здесь все симптомы экологической катастрофы: загрязнение атмосферы, воды и почвы», – говорит Решетько.
Источники питьевой воды относятся к Государственной службе геологии и недр (Гоcгеонедра) Украины, куда активисты отправили официальный запрос на заключение соглашения, разрешающего допуск в район месторождения редкой воды вместе с необходимыми полномочиями. Госгеонедра ответили, что никакого разрешения на аренду или разрешения на строительство объектов, когда-либо выдано не было для какого-либо завода и это было позже подтверждено Октябрьским судом в городе Харьков.
В 2016 году Харьковская государственная экологическая инспекция проводила проверку на Харьковском заводе по производству кокса и отметила большое количество нарушений закона. Однако, штраф в размере 14 миллионов гривен никогда не был заплачен собственником.
Расследование дела Харьковского завода по производству кокса было произведено 24 Каналом
Широта, долгота (формат DDD)
Координаты горячей точки: 50, 36.25